-->
Поиск:
Новости Белорусского IT Рынка

31.12.2013 09:40

Некоторые IT-итоги уходящего 2013 года

IT.TUT.BY провел итоговую беседу года с экспертами ИКТ-отрасли Беларуси. 

Что вы сами считаете главным IT-событием года для Беларуси

Михаил Дорошевич: Трудно выделить какое-то одно, но достаточно важным для белорусского интернет-сообщества был ураган Хавьер, потому что с помощью интернета люди могли консолидироваться, общаться, обмениваться информацией и помогать друг другу.

Владимир Басько: С моей точки зрения, диалог между государством и бизнесом стал более интенсивным и конструктивным. Стали чаще употребляться такие понятия, как государственно-частное партнерство и саморегулирование IT-бизнеса.

Юрий Зиссер: Я не вижу ярких событий, который я бы выделил. Все просто поступательно улучшалось: и отношения частного бизнеса с государством, и проникновения интернета в нашу жизнь, и IT-отрасль.

Насколько выросла белорусская аудитория за прошедший год? Как изменились ее предпочтения?

Михаил Дорошевич: Сохранилась положительная динамика. С ноября 2012 по ноябрь 2013 года белорусская интернет-аудитория увеличилась на 7,2%. Это более полумиллиона человек. Но самое важное, что с конца августа 2013 года многие дни аудитория стала превышать 3 млн человек (после выходных дней – 3,5 млн ). В ноябре 2012 года аудитория в будние дни составляла порядка 2,7 млн . Больше всего людей бывают в интернете по понедельникам, а меньше всего – в субботу. Интернет-аудитория не столько выросла в количестве людей, сколько люди стали больше пользоваться интернетом.

Юрий Зиссер: Если раньше интернетом пользовались в основном на работе, то теперь стали также много пользоваться им дома.
Наверное, немного изменился и состав аудитории.

Михаил Дорошевич: Основной двигатель белорусского интернета – люди в возрасте 25-34 года. В топ-10 сайтов эта группа составляет 28-35%. Они активны, делают просмотры и проводят много времени в интернете. С другой стороны у более взрослой аудитории – 35-44 года – только в 5 из топ-10 ресурсов процент этой группы больше 20%. Другой важный показатель: увеличивается количество пользователей в возрасте больше 55 лет. Максимальное значение – 74 года. В прошлом году это было около 6%, сейчас – 8,6%. Но люди выше 55 лет делают только около 5% просмотров и проводят в интернете около 5,5% времени.

Растет доля аудитории со средним образованием, в то время как раньше преобладала аудитория с высшим образованием. К чему ведет эта тенденция?

Юрий Зиссер: По моим наблюдениям, в интернет приходило три поколения пользователей. Первое поколение – 90-е годы, это были компьютерщики. Когда открылся TUT.BY, из первых 10 тысяч пользователей 83% были мужчины и почти все компьютерщики. В 2000-е годы пришли люди с высшим образованием. И последние года три в интернет пришли телезрители, лица со средним образованием и соответствующими интересами. Мы это четко заметили по тому, какие новости стали популярными. Экономику и политику люди не читают, они читают треш, катастрофы, происшествия, аварии. Я очень боюсь, что скоро интернет уподобится телевидению: будут сплошные менты, суды, ток-шоу. По-моему, интернету угрожает опопсение.

Михаил Дорошевич: Я надеюсь, что у тематических и нишевых ресурсов есть возможность выжить, и это отличает интернет от телевидения.

Владимир Басько: Это естественный процесс, границы интернета расширяются, расширяется и аудитория. Рано или поздно практически все общество будет присутствовать в интернете со всеми плюсами и минусами. Я хотел бы отметить недостаток навыков работы с интернетом: незнание того, какие сервисы и ресурсы доступны и как ими пользоваться. Мы ставим своей целью в 2014 году посвятить время и усилия развитию e-skills - способностям работать в интернете. Мы присоединяемся к инициативе Евросоюза, которая уже давно реализуется.

Основная проблема, с которой столкнулись пользователи в 2013 году, это блокировки Google. Пользователи на свои запросы получали ответ, что они рассылают слишком много спама, и их банили. Кроме того, что от этого выиграли другие поисковики, от этого были другие последствия?

Михаил Дорошевич: Я думаю, что что-то сказать можно будет в январе, но не по широте охвата Google Беларуси, а скорее по среднему количеству просмотров, приходящихся на посетителя. Но существуют и другие поисковые системы, и очень много интересных специализированных поисковых систем.

Владимир Басько: И оказывается, что результаты поиска у них часто лучше, чем у Google.

Юрий Зиссер: Мне кажется, проблема возникла раньше: в июне-июле, когда Беларусь попала в топ распространителей спама в мире, вместе с провайдерами некоторых латиноамериканских стран. Видимо, наш крупнейший провайдер "Белтелеком" уделял недостаточное внимание борьбе со спамом и вирусами. Может, дело не в том, что виноват провайдер, а в том, что у него 85% подключений в стране. Сказали, что это запущенный случай, и его надо долго исправлять.

Одним из примечательных событий стал запуск тестовой зоны LTE оператором beCloud. Как вы думаете, будет у нас LTE в ближайшее время

Михаил Дорошевич: Я думаю, что всякие технические новинки – это только хорошо. Это вторая попытка, и хотелось бы, чтобы она была более продолжительной. Потому что там, где работала зона LTE, она работала хорошо.

Владимир Басько: Вопрос не только в технологии передачи, но и в том, есть ли сервисы и ресурсы, которые актуальны именно для этой технологии. С одной стороны мобильность – это инструмент доступа, а с другой – оператор сотовой связи или фиксированная связь. Я думаю, что LTE добавит мобильности и для гаджетов, отличных от смартфонов и планшетов (ноутбуков и даже стационарных компьютеров).

Михаил Дорошевич: Место Республики Беларусь в мировом рейтинге по спаму связано с защитой персональных данных и безопасностью использования интернета. Если мобильные оператору столкнутся с мобильным спамом, это заставит задуматься об образовании и медиаграмотности.

Доля интернет-рекламы растет и постепенно стремится к доле, которую занимает ТВ

Юрий Зиссер: До телевидения очень далеко. Более того, телевидение само растет и занимает больше половины рынка рекламы. Интернет-реклама тоже растет, но 10-14% - это ничего по сравнению с 50-60% процентами у ТВ.

Михаил Дорошевич: Рост интернет-аудитории приводит к росту объема рынка интернет-рекламы, потому что рекламодатели видят растущее число пользователей. Более того, в интернете находится самая интересная для рекламодателей аудитория в возрасте 20-45 лет. Осенью начали обсуждать важные вопросы: догнали ли крупные интернет-ресурсы по аудитории популярные ТВ-каналы. Догнали. Интернет пока проигрывает по времени, проводимому пользователями в сети.

Владимир Басько: Я хотел бы отметить преимущество интернет-рекламы. В этом году я стал получать рекламу, которая коррелирует с моими интересами. И чем дальше, тем точнее.

Юрий Зиссер: Это мировой тренд, который называется big data — работа с большими объемами данных и персонализация контента.

Huawei выразила заинтересованность в создании В Беларуси Центра научных разработок. Говорилось и о планах по запуску производства ZTE, Huawei и Lenovo в Китайско-белорусском индустриальном парке (КБИП). Насколько это важно и нужно для нашей экономики? К чему это может привести

Владимир Басько: Вопрос очень тонкий. Конечно, нам интересно сотрудничать с китайскими компаниями и нужно оприветствовать их желание сделать что-то совместное, в том числе на территории Беларуси. Что же мы реально можем им предложить, что соответствовало бы нашим интересам и позитивным трендам? Китайская модель — использование массового низкооплачиваемого труда. У нас же недостаток рабочих рук. У них недостаток рабочих голов. Если двигаться в этом направлении, нужно искать то, что будет интересно обеим сторонам. Мы хотим перевести свою индустрию в нишу с более высокой добавленной стоимостью.

Юрий Зиссер: Китайско-белорусский индустриальный парк, если он когда-нибудь станет реальностью, будет расположен под Смолевичами. Жители близлежащих деревень будут работать на производстве. А смысл в том, чтобы приблизить сборку к Европе. А в Китае уже вовсе и не дешевая сборка, там уровень жизни стремительно растет.

Владимир Басько: Вы предлагаете высвободить рабочие руки на предприятиях, которые недостаточно эффективны и загружены, и направить их на предприятия будущего парка? Если такая модель будет реализована — а это не так просто — наверное, всё возможно.

Юрий Зиссер: Всё решит конкуренция зарплат: если там будет хорошо платить, туда люди даже из городов ездить будут. Если не будут платить, то предприятие просто не состоится.

Владимир Басько: Я достаточно оптимистичен в том, что проект может состояться. Ведь есть мелкосерийное производство. Часть из них строится на последних достижениях исследователей. Тут может сработать союз ученых и промышленности. Пусть даже разработки не наши, за счет компетенций можно стать early adapters –теми, кто быстро адаптирует новые технологии и пускает их в мелкие серии. Это одна из моделей, по которым может быть построена работа КБИП. Хочу заметить, что резидентами КБИП может быть предприятия любой национальной принадлежности. 
 


    Опубликовать в twitter.com   Опубликовать в своем блоге livejournal.com           

Добавить комментарий:  
Решить пример: 

Ваше имя:  

Q9T         FTJ      
  N    K    L 6   YLE
FLF   B2X   2 N      
  D    R    4 M   GI7
2JS         2RW      
  
 
 
Увеличить отступ
 
Закрыть все тэги
Полужирный
Курсив
Подчеркнутый
Перечеркнутый
Цвет шрифта
Вставить ссылку
Вставить e-mail
Вставить изображение
Сделать цитатой
 
По левому краю
По центру
По правому краю
Вставить список
Вставить список
 
 
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
smilie smilie smilie
 

Календарь