Минсвязи РБ за перенос связи, мобильные операторы спорят
11.06.2013 10:37
Автор: Лена Лобашева

Министерство связи и информатизации Беларуси разработало изменения в правила оказания услуг электросвязи в стране, одним из нововведений должно стать упрощение услуги переносимости номера (MNP) при переходе из сети одного мобильного оператора  в сеть другого. Между тем среди сотовых операторов Беларуси единого взгляда на предложения министерства нет: компании разделились на два привычных лагеря: velcom и МТС не видят в изменениях экономического смысла, а life настаивает на их пользе для абонентов, пишет корреспондент Interfax.by.

 
Минсвязи: простота и удобство для абонента
 
"Проектом документа предусмотрено внесение изменений в порядок оказания услуги переносимости номера для упрощения процедуры оказания услуги, простоты и удобства ее получения абонентом, совершенствования порядка и сокращения срока ее предоставления", - сообщили в пресс-службе министерства.
 
"Предлагается переход абонента к другому оператору сотовой подвижной электросвязи осуществлять в один этап, а именно для получения услуги переносимости абонентского номера абонент сразу обращается к оператору-реципиенту", - пояснили в Минсвязи, - Кроме того, предусматривается, что срок переноса абонентского номера не может превышать 24 часов с момента оформления запроса об оказании услуги переносимости абонентского номера сотовой подвижной электросвязи в базу данных перенесенных номеров".
 
В министерстве обратили внимание на то, что "в соответствии с европейскими рекомендациями абоненты должны обращаться по вопросам переноса номера непосредственно к оператору-реципиенту". "При этом в подавляющем большинстве стран услуга переносимости номера является бесплатной для абонента, так как сохранение абонентского номера является правом абонента, и он не должен за это отдельно платить, ведь это может создавать препятствия свободному выбору пользователя поставщика услуг... Данные подходы по порядку оказания услуг переносимости номера в настоящее время реализуются также в соседних странах, схожих по динамике развития с телекоммуникационным рынком Беларуси", - подчеркнули там.
 
Там рассказали, что в случае принятия документа правительством нововведения вступят в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Документ прошел общественное обсуждение и был одобрен на заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Минсвязи в апреле, хотя, как свидетельствует сообщение на сайте отраслевой ассоциации "Белинфоком", "положения проекта не нашли поддержки у большинства операторов электросвязи".
 
По данным министерства, в настоящее время услугой переносимости номера в Беларуси воспользовалось порядка 6,5 тыс. абонентов.
 
velcom: услуга не окупается
 
"Компания velcom всегда положительно воспринимает любые инициативы, направленные на то, чтобы сделать обслуживание наших абонентов еще более комфортным и максимально удобным. Оператор velcom выступает за справедливую конкурентную среду, и, по нашему мнению, такая услуга, как MNP – один из способов усиления конкуренции на рынке", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" заместитель генерального директора по маркетингу, продажам и абонентскому обслуживанию ИП "Велком" Роберт Дашян.
 
Вместе с тем он отметил, что "сегодня услуга "Перенос номера" не пользуется спросом со стороны абонентов". "А учитывая те средства, которые уже были инвестированы всеми операторами на ее запуск – более $10 млн – приходится констатировать крайне низкую отдачу от вложений в эту услугу для отрасли", - подчеркнул представитель velcom.
 
"Сегодня, учитывая средства, уже вложенные операторами в развитие услуги MNP и текущие операционные платежи в адрес РУП "Белтелеком", получается, что переход одного абонента обходится в более чем 300 евро", - констатировал он. "Иными словами, в ближайшие пять лет, абонент, который воспользовался этой услугой, просто будет окупать деньги, которые вложены, чтобы обеспечить ему переход к другому оператору", - резюмировал Р.Дашян.
 
"В прошлом месяце у нас было менее ста обращений за услугой по переносу номера для перехода как в нашу сеть, так и в сети других операторов. Для сравнения – среднее число новых подключений по каждому из операторов в месяц составляет около ста тысяч. Кроме того, число владельцев двух и более сим-карт, равно как и телефонных аппаратов, которые поддерживают работу двух сим-карт одновременно, увеличивается быстрыми темпам, таким образом, абоненты "голосуют" против MNP", - сказал заместитель гендиректора компании.
 
По словам Р.Дашяна, стоимость услуги "Перенос номера" в сети velcom стоит Br102 тыс. "Однако, в связи с тем, что MNP убыточна, этот тариф не покрывает даже 10% расходов", – рассказал заместитель генерального директора.
 
"Дальнейшие инвестиции в услугу представляются необоснованными", - заключил он.
 
МТС: эти деньги можно было бы направить на развитие
 
"Наше отношение к изменению алгоритма переноса номера нейтральное, так как данная услуга не повлияла и не повлияет на поведение большинства наших абонентов", - заявили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе СООО "Мобильные ТелеСистемы", - "Имеющийся алгоритм переноса номера был разработан Минсвязи и согласован со всеми мобильными операторами, и для его реализации компания МТС уже затратила немалые средства, которые могла направить, к примеру, на модернизацию инфраструктуры или развитие востребованных услуг", - напомнили там. "Очевидно, что рассматриваемое изменение алгоритма, в частности - сокращение срока оказания услуги до 24 часов, потребует очередной модернизации программно-аппаратного комплекса и, как следствие, повлечет новые финансовые расходы на услугу, которая не пользуется спросом у белорусских абонентов".
 
Между тем там обратили внимание на то, что в компании "не зафиксировали жалоб и нареканий на действующие условия услуги "Перенос номера" со стороны тех абонентов, которые уже воспользовались MNP, что говорит о должном уровне качества реализации сервиса".
 
В пресс-службе рассказали, что "стоимость услуги "Перенос номера" в компании МТС составляет Br18 тыс. с НДС и полностью соответствует рекомендации министерства связи и информатизации". "Процедура переноса номера осуществляется в строгом соответствии с действующим алгоритмом, разработанным Минсвязи и мобильными операторами", - продолжили там. "Согласно нему абонент должен посетить офис оператора-донора, написать соответствующее заявление на открепление и не иметь задолженности перед компанией. Затем абонент направляется в офис оператора-реципиента, где информирует о намерении обслуживаться в его сети. Оба оператора должны перенести номер из одной сети в другую за 3 рабочих дня", - пояснили процедуру в компании.
 
По ее данным, услуга "Перенос номера" непопулярна среди абонентов МТС. "За 16 месяцев с момента ее запуска к другим операторам перешло всего немногим более четырех тысяч человек – это 0,07% от всей абонентской базы МТС, пришло – порядка тысячи абонентов. Для сравнения, за этот же период абонентская база МТС приросла на 320 тыс. человек", - сообщили в пресс-службе.
 
life: мы - за свободу абонента
 
"Мы рады такому повороту событий. Именно мы выступали за смену действующего алгоритма этой услуги, лоббировали изменения и рады, что к нам прислушались", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" руководитель пресс-службы ЗАО "БеСТ" Максим Ивашин, комментируя готовящиеся изменения.
 
По его словам, важно, что меняется порядок перехода от одного оператора к другому с сохранением прежнего номера – за одно обращение. "Что касается требования осуществить переход от одного оператора к другому за сутки, то несмотря на действующую сейчас норму в 3 суток, обычно переход осуществлялся в течение 24 часов и даже быстрее. Главное, что облегчаются вопросы по самой процедуре. С изменением технического порядка оказания услуги она станет удобнее для абонента", - сказал собеседник агентства. В компании также указывают на необходимость повышения ценовой доступности для абонента этой услуги и заявляют, что "рекомендация Минсвязи о стоимости услуги при переходе к другому оператору в Br15 тыс. не соблюдается".
 
В то же время М.Ивашин считает, что изменение правил оказания услуги переносимости номера – лишь первый шаг на пути повышения ее популярности среди населения. Представитель ЗАО "БеСТ" пояснил, что оператор ждет "перевода интерконнекта в ведение Национального центра обмена трафиком" и "уравнивания стоимости звонков внутри сети и звонков в другие сети". (Ранее агентство "Интерфакс-Запад" сообщало о планах наделить СООО "Белорусские облачные технологии", одним из учредителей которого является НЦОТ, правом на межоператорское взаимодействие и тем самым создать на этом рынке альтернативного госоператору "Белтелеком" игрока – ИФ).
 
"Тогда услуга переносимости номера заработает активнее, а абонент станет свободнее в решении выбирать оператора", - подчеркнул М.Ивашин.
 
"Мы – за свободу абонентов", - заявил он. И в подтверждение своих слов рассказал, что "life оказывает эту услугу бесплатно: мы не берем денег с абонентов, которые хотят от нас уйти". Мы предложили абонентам услугу любимого номера в сети другого оператора, то есть по этому номеру можно будет звонить в два раза дешевле. И это тоже шаг в направлении свободы абонента".
 
В начале 2012 года в Беларуси была внедрена услуга переносимости номера, которая позволяет пользователю менять оператора сотовой связи с сохранением прежнего абонентского номера. Данное решение было обосновано регулятором необходимостью усиления конкуренции на рынке. Инициатором появления на белорусском рынке этой услуги стало ЗАО "БеСТ", самый молодой GSM-оператор (и как следствие, с наименьшей из "тройки" абонентской базой), который впоследствии неоднократно заявлял о чинимых конкурентами препятствиях развитию MNP. Минсвязи было рекомендовано операторам сотовой подвижной электросвязи установить тариф на уровне, не превышающем Br15 тыс., однако формирование цен на эту услугу является свободным и не регулируется государством.
 
По итогам первого квартала 2013 года абонентская база МТС составляет 5,24 млн пользователей, velcom – 4,82 млн, life – порядка 1 млн.