Как будет выглядеть автоматизированная оплата проезда в столичном общественном транспорте?
10.10.2013 09:32
Автор: Лена Лобашева

Валидаторы, электронные компостеры, бесконтактные карты и «невидимые» проездные билеты — это лишь часть запланированных новшеств, которые внедрят в Минске через несколько месяцев, пишет корреспондент "Интерфакс".

С введением новой системы в качестве электронного проездного документа будет применяться бесконтактная смарт-карта, созданная на основе RFID-технологии. RFID-технология дает возможность бесконтактным способом обмениваться информацией между считывателем и чипом, не имеющим внешнего питания. Для минского проекта автоматизированной системы оплаты и контроля проезда выбрана карта Mifare Plus. Аналогичные используют 70% всех транспортных систем в мире, применяемых бесконтактные карты для оплаты проезда. Для обеспечения защиты от клонирования в «пластике» применены специальные модули безопасности.

В электронном проездном можно будет использовать ограничения на количество поездок. На одну карточку можно будет записать и проездной, и лимит разовых поездок. Это удобно для людей, которые покупают проездной, допустим, на автобус и троллейбус, но несколько раз в месяц им необходимо проехать на трамвае.

При входе в салон автобуса, троллейбуса или трамвая пассажиров будет встречать валидатор — терминал бесконтактных карт. Среди его функций - обслуживание карточки; индикация разрешения проезда; отключение во время контроля; отображение дополнительной информации — о поездке и о балансе денег на карточке.

Для транспортников валидатор будет в энергонезависимой памяти накапливать данные об оплатах проезда, а также подсчитывать пассажиропоток.

Помимо валидаторов, в салоне коммунального пассажирского транспорта установят электронные компостеры. Это значит, что сохранятся бумажные талоны для однократных поездок. Компостер будет осуществлять гашение билета — отпечатает на нем дату, время и номер транспортного средства. Следовательно, использовать талончик второй раз уже не получится.

Кроме того, электронный компостер будет собирать статистику о количестве погашенных билетов и блокироваться на время контроля. 
Обычные компостеры в наземном транспорте пока останутся, поскольку АСОКП будет внедряться не за один день и даже не за один месяц.

Пополнять баланс на карточке пассажирам можно будет как в точках продаж проездных документов, так и в устройствах самообслуживания.

В кассах будет использоваться уже привычный многим банковский POS-терминал с функцией обслуживания бесконтактных смарт-карт. А в качестве банковских устройств самообслуживания в Беларуси уже используется ряд терминалов. К примеру, модель IBA PT 240 установлена на всех станциях метрополитена.